Аннотация на русском языке: Развитие социально активной личности подразумевает способность к полной самореализации, готовность решать жизненно важные вопросы. Приоритетом для такой личности является формирование социальной компетентности, которая также является ключевой характеристикой на всех рубежах взросления индивида. Её специфичность в дошкольном возрасте аргументируется интенсивностью процесса психического развития, в котором определяются основы активного и познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает свои первые самостоятельные исследования, познает мир, что активизирует его интеллектуальные усилия, направленные на открытие нового, интересного и захватывающего в окружающей среде [13, с. 24]. Процесс формирования социальной компетентности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи сопровождается как снижением познавательной мотивации, эмоциональными проявлениями, так и коммуникативно-речевыми трудностями.
The summary in English: The development of a socially active personality implies the ability to fully realize oneself, the willingness to solve vital issues. The priority for such a person is the formation of social competence, which is also a key characteristic at all stages of an individual's maturation. Its specificity in preschool age is justified by the intensity of the process of mental development, which defines the foundations of an active and cognitive attitude to reality. The child makes his first independent research, learns about the world, which activates his intellectual efforts aimed at discovering new, interesting and exciting things in the environment [13, p. 24]. The process of forming social competence in older preschoolers with severe speech disorders is accompanied by both a decrease in cognitive motivation, emotional manifestations, and communicative and speech difficulties.
Ключевые слова:
дошкольники, нарушение речи.
Key words:
preschoolers, speech disorders.